Викторина

«Занимательная  грамматика»

(подготовили учителя-логопеды Зиновенко М.Л., Иващенко С.В.)

Цель: формирование полноценной речевой деятельности  

Задачи:

-формировать навык правильного грамматического оформления речи  (согласовывать существительные с прилагательными, тренировать в изменении словосочетаний в именительном падеже единственного числа во множественное число, преобразовывать существительные в прилагательные мужского рода, составлять предложения из слов, данных  в начальной форме). Расширять, уточнять и активизировать  словарь  по теме «Космос». Закреплять навык  четкого произношения ранее изученных звуков;

-развивать  слуховое и речевое внимание, глазомер , пространственную ориентацию, общую  и мелкую моторику рук;

Воспитывать  умение слушать собеседника, работать в команде, вызывать  чувства радости, сопереживания.

Оборудование: технические средства (компьютер, проектор, магнитофон), столы, стулья, шляпы, фишки.

Демонстрационный  материал: презентация с иллюстрациями и  заданиями.

Раздаточный  материал: карточки, карандаши.

Содержание:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и цели занятия.
  3. Чтение логопедом стихотворения Высоцкой О.И. «Весёлая грамматика».

Название всех частей речи, которые упоминались в данном стихотворении (ответы детей; проверка по слайду, хоровое и индивидуальное проговаривание слов).

  1. Отгадывание загадок:

Крыльев нет, но эта птица  полетит  и  прилунится   (ракета).

Что видно  только  ночью ?   (звёзды, луна).

  1. Игра «Четвёртый  лишний».

Нахождение лишнего слова в каждой строчке (ответы детей, проверка по слайду).

А)  полёт,   космонавт,   космос,   звезда;

Б)  космический,   звёздный,   ракета,   небесный;

В)  быстро, радость,   терпение,   страх;

Г)   взлетать,   облетать,   прилетать,   убегать.

 

  1. Конкурс «Изменение словосочетаний по числам».

Чтение словосочетаний на слайде в единственном числе и изменение их во  множественное число (ответы детей, проверка по слайду).

Например: быстрая  ракета  - быстрые ракеты.

Далёкая  планета -

Внимательный  пилот -

Мужественный  космонавт -

Яркая  звезда -

Дальняя  дорога -

Новый  путь -

Пластиковое  окно -

Воздушное  облако -

Серебристый  скафандр -

Круглый  иллюминатор –

  1. Конкурс «Образуй новое слово»

Чтение существительных и преобразование их в прилагательные мужского рода (ответы детей, проверка по слайду).

Например: звезда – звёздный.

 

Космос -

Луна -

Солнце -

Дождь -

Холод -                                               

Облако -

Небо -

Металл -

Техника -

Невесомость

  1. Конкурс  «Словесный  портрет».

Подбор сложных слов,  описывающих  внешность человека и черты его характера (ответы детей: голубоглазый, широкоплечий, трудолюбивый, легкомысленный, длинноногий, черноволосый, самостоятельный, краснощёкий, добросовестный, длинноволосый; проверка по слайду, хоровое и индивидуальное проговаривание слов).

Пока дети готовят ответы,   гостям предлагается  задание на ориентацию в пространстве (ориентировка в схеме собственного тела).

(словесная перестрелка – за правильные ответы дети   получают фишки)

Работа по слайду, хоровое и индивидуальное проговаривание слов, которые не произносили.

  1. Динамическая пауза (выполнение кинезиологических упражнений).
  1.  Конкурс  «Доскажи словечко».

Отгадывание загадок:

Чтобы глаз вооружить

И со звёздами дружить,

Млечный путь увидеть чтоб

Нужен мощный   …….. (телескоп)

 

Телескоп сотни лет

Изучают жизнь планет.

Нам расскажет обо всём

Умный дядя ….. (астроном)

Астроном – он звездочёт,

Знает всё на перечёт!

Только лучше звёзд видна

В небе полная ….. (луна)

 

До луны не может птица

Долететь и прилуниться,

Но зато умеет это

Делать быстрая …(ракета)

  1.  Конкурс «Исправь ошибку».

Нахождение ошибки и повтор правильного предложения.

(Петя смотрит в звёзды.) – Петя смотрит на звёзды.

(Рома любуется небой.) – Рома любуется небом.

(В небо взлетела ракеты.) – В небо взлетела ракета.

(Американцы тоже полетела в космос.) – Американцы тоже полетели в космос.

(Все люди восхищались о первом космонавте.) – Все люди восхищались первым космонавтом.

(На загадочной планете мы повстречали инопланетяне.) -  На загадочной планете мы повстречали инопланетян.

  1.  Конкурс «Составь предложение».

    Составление предложений из слов заданных в начальной форме.

     *(команда,     в,     участвовать,   матч,      звёздный,     «Земляне»)

      В  звёздном матче  участвовала   команда    «Земляне».

     *(пространство,    звёзды,     космический,     астероиды,   в,   много)

      В космическом   пространстве   много   звёзд,   астероидов.

  1.  Электронная физминутка для глаз «Звездочет».
  1.  Синквейн (рефлексия).

   а) К слову (космос):  подобрать прилагательное, глагол и составить с ним предложение;

  б) Подобрать любое другое слово по ассоциации со словом (космос).

 

  1.  Подведение итогов. Награждение.