Конспект  логопедического  занятия

Тема: ТВЕРДЫЕ   И   МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ   ПЕРЕД  ГЛАСНЫМИ   У-Ю.

Составила:  Учитель-логопед  первой квалификационной категории  Иващенко С.В.

Цель: Учащиеся научатся определять твёрдость и мягкость  согласных звуков перед гласными У-Ю.
Задачи:
I. Образовательная задача.
Формировать и закреплять знания детей в различении твердых и мягких согласных перед гласными У-Ю.
II. Коррекционные задачи:
1.     Развивать мышление, слуховое и зрительное внимание.
2.     Развивать умение сравнивать артикуляцию парных глас¬ных У-Ю с опорой на  речедвигательные  ощущения, слуховое  и зрительное восприятия.
3.    Упражнять в узнавании парных гласных первого и второго ряда.
4. Повторить условия при которых буква Ю обозначает один или два звука, с опорой на таблицы и речевое клише.
5. Развивать фонематическое восприятие путём дифференциации твёрдых и мягких согласных с гласными У, Ю в слогах.
6. Корригировать и развивать умение читать слоги с буквами У, Ю при работе со слоговыми таблицами.
7. Формировать умение правильно выбирать гласную букву У или Ю при выполнении  письменных заданий.
8. Упражнять в обозначении мягкости и твёрдости согласных цветом.
9. Активизировать и обогащать словарь по теме «Зимние забавы».
10. Развивать общую моторику путём выполнения кинезиологических упражнений, умение ориентироваться в пространстве по инструкции учителя.
11. Корригировать и развивать умение узнавать гласные У, Ю в словах, определяя твёрдость и мягкость предыдущих согласных, комментируя свой выбор.
12. Развивать навыки звукобуквенного анализа, путём определения количества букв и звуков в словах, используя речевое клише.
III. Воспитывающая задача.
Воспитывать  интерес к учёбе путём применения интерактивных методов.

Оборудование: план занятия на каждого ученика, информационные и сигнальные карточки, карточки с заданиями, цветные фишки и ручки, презентация.
Ход занятия:
I. Организационный  момент:
Инструкция  учителя 1:
Поприветствуем друг друга и гостей.
Инструкция  учителя 2:
Настроимся  на правильную плавную речь, выполним упражнение  на дыхание (на 1-2-3 быстрый бесшумный вдох через нос, на 1-2-3-4-5 плавный выдох через рот).
Инструкция учителя 3:
Сядет тот, кто назовёт, что или кто у него находится справа и слева.
Ответы  учеников:
- У меня справа Максим, а слева Галя.
- У меня справа дверь, а слева окно.

II.  Основной этап занятия:
1. Отгадывание слов – паронимов.
Инструкция учителя: 
Отгадайте  слова – паронимы, написанные на доске  ( Л – К,    Л – К ).
2. Сравнение пары слов по  смыслу,  по звучанию  первого согласного, по написанию гласной.
Инструкция учителя:
Cравните  пару  слов по  смыслу,  по звучанию  первого согласного, по написанию гласной.
Ответы  учеников:
(Лук – это овощ, а люк – это крышка канализационного колодца.
В слове лук первый согласный звук [Л] – твёрдый, в слове люк первый согласный звук [л`] – мягкий.
В слове лук гласная буква У, а в слове люк гласная буква Ю.
3. Узнавание гласных букв, указывающих на твёрдость или мягкость предыдущего согласного.
Инструкция  учителя:
Определите какая гласная буква указывает на твёрдость предыдущей согласной, а какая на мягкость.
Ответы  учеников (при затруднении с помощью речевого клише):
- Гласная буква  У    указывает на твёрдость предыдущего согласного.
- Гласная буква  Ю   указывает на  мягкость предыдущего согласного.

4. Формулирование темы занятия и ее  запись на доске и в плане.
Инструкция  учителя:
Сформулируем тему занятия  (записать ее на доске и в плане) и определим цель.
Ответы  учеников (при затруднении с помощью речевого клише):
Тема: Твердые и мягкие согласные перед гласными У-Ю.
Цель: Будем учиться определять твёрдость и мягкость  согласных звуков перед гласными У-Ю.

5. Сравнение артикуляции парных глас¬ных У-Ю с опорой на речедвигательные ощущения, слуховое и зрительное восприятия:
А) Инструкция  учителя:
Послушайте как звучат  гласные  У – Ю, назовите сходство и различие.
Ответы  учеников:
Сходство в том, что в первом и во втором случае слышится звук   [У].
Различие в том, что в гласной Ю слышится два звука: сначала [Й], затем [У], т.е. [ЙУ].

Б) Инструкция  учителя:
Возьмите зеркала и произнесите гласных У-Ю, следя за движением губ.
Назовите сходство и различие этой пары гласных.
Ответы  учеников:
Сходство в том, что в первом и во втором случае губы сужаются «в трубочку».
Различие в том, что в гласной Ю губы сначала растягиваются, а затем сужаются
«в трубочку».

Обсуждение с логопедом:
-Можно ли считать парными звуками у и я, ы и ё?   
-Какие звуки называют парными и почему?
Ответы  учеников:
-Парными звуками называют а-я, о-ё, у-ю, э-е, ы-и, потому что у них есть сходства при  звучании и произношении.

6. Узнавание парных гласных (с перекидыванием мяча): 
Инструкция  учителя:
Послушайте, узнайте и назовите парную гласную букву (о — ?, э — ? и т.д.).
7. Повторение условий при которых буква Ю обозначает два звука или один, с опорой на таблицы и речевое клише.
Инструкция  учителя:
Вспомните условия, при которых буква Ю обозначает два звука, один звук?
Ответы  учеников:
Буква Ю обозначает два звука [ЙУ], если стоит (находится): 1) в начале слова,
2) после гласной,
3) после Ъ или Ь знака.
Буква Ю обозначает один звук [У], когда указывает на мягкость впереди стоящего согласного звука.

4. Упражнения на дифференциацию твердых и мягких согласных  в  слогах:
А) игра «Будь  внимателен»
Инструкция  учителя:
Поднимайте зелёную фишку, если услышите мягкие варианты слогов, синюю – твёрдые варианты слогов).  Например: сю, рю, пю –         ;  су, ру, пу –          .
Б) игра «Наоборот» (с перекидыванием мяча)
Инструкция  учителя:
Услышите твёрдый вариант слога, называйте его мягкий вариант.
Например: лу — лю, ву — вю, му — мю   и т. д.  
Аналогично к мягкому варианту подобрать твердый.

5.  Чтение слоговых таблиц с буквами У-Ю.
Инструкция  учителя:
Прочитайте слоги:  а)  в первой таблице во второй строчке,
б)  во второй таблице в третьем столбике,
в)  в четвёртой таблице в первой строчке  и т. д.
6.  Запись слогов и слов с буквами У-Ю.
Инструкция  учителя:
Запишите слоги и слова в два столбика: первый с буквой  У,  второй  с буквой  Ю  (лу, лю, пю, пу, зю, зу; дул, нюх, тюль, зуб, Люба, Луша, сюда).
8. Обозначение  мягкости и твёрдости согласных цветом.
Инструкция  учителя:
В каждом слове подчеркните первый согласный звук (твёрдый – синей ручкой, мягкий – зелёной ручкой).
8. Беседа «Зимние забавы». 
Инструкция  учителя:
Назовите какое сейчас время года и какие зимние забавы вы знаете.
Рассматривание картинок (в  презентации) и обсуждение с логопедом.

9. Физминутка – «Зимние забавы». 
1. кинезиологическое  упражнение «Снеговик»;
2. упражнение «Снежки», с определением направления (вверх, вниз, вправо, влево, вперёд, назад).

10. Узнавание  слов  с пропущенной  буквой и обоснование своего выбора (при затруднении с опорой на речевое клише).
Инструкция  учителя:
Узнайте слово, назовите пропущенную букву и комментируйте, на что она указывает на твёрдость или мягкость предыдущей согласной. 
А)   Слова из презентации:
С-гроб, л-ди, корм-шка, бл-до, снежинки лета-т (слово  «летают» дано на внимание и сообразительность детей, т.к. буква Ю в нём стоит после гласной и обозначает два звука);
Б)   Слова на карточках:
Сос-лька, л-бят, кл-шки, плыв-т, сал-т, снег-рочка, снежн-ю, вс-д-  (распределение слов на две колонки у доски).

11. Определение количества букв и звуков в словах  (данных выше).
Инструкция  учителя:
Определите количество букв и звуков в словах. 

12. Запись предложений, с пропущенными буквами в словах.
Инструкция  учителя:
Спишите предложения, вставляя пропущенную букву У или Ю  в слова.
Ил-ша и Павл-ша к-пили кл-шки. Л-ба и Л-ша лепят снежн-ю баб-. Л-ся сделала из пластиковой б-тылки корм-шк-  для птиц.

- III.  Заключительный этап занятия (Рефлексия)      Чему мы сегодня учились (научились)?
Мы учились (научились) определять твёрдость и мягкость  согласных звуков перед гласными У-Ю.
- С какими согласными дружит гласная У? 
- А с какими согласными дружит гласная Ю?  Приведите пример.