Методические рекомендации учителя-дефектолога Федосеевой И.В. к уроку математики (1 класс).

          Тема: «Состав чисел от 1до 5»

1. Доску не перегружать: должен быть только дидактический материал, используемый на уроке:
2=1+1
3=1+2
3=2+1 и т.д.
Знаки: больше, меньше, равно, +, - (отнять, прибавить)
3+2=5 (три плюс два равно пять)
Карточки-цифры с магнитами
Карточки со словами: задача (у), пример (ы), считать, решать; вопросы на карточках или доске:
-Какой сейчас урок?
Что мы будем делать на уроке математики?

I.Оргмомент.
-Встали ровно, посмотрели на меня. Здравствуйте.
-Проверка режима усиления (за экраном: па, па, па)./Дети поднимают руки/ 
(Можно спросить: «Как ты слышишь, Серёжа?)
-Какое сегодня число? (можно назвать число самой, потом спросить за экраном: «Какое сегодня число? Какой день недели?)
-Какой день недели?

- Речевая зарядка (образец учителя, хором, индивидуально)
I.I
1).
-Какой сейчас урок? (карточка с вопросом)
--Что мы будем делать на уроке математики? (карточка)
Мы будем ….(обращаемся к карточкам).
2) Устный счёт. /Обращаем внимание на табличку: Мы будем считать предметы.
/Счёт предметов с + сопоставление с цифрой+ проговаривание; порядковый счёт, обратный)
Учитель показывает 1 зайца, дети говорят: «Один заяц». 
Саша, найди цифру 1 (  т.д.)
Можно использовать дидактическую игры:
«Какой цифры не хватает?» 
1 2…4 5       /Повтори цифру…./за экраном/
«Назови соседей»
«Ромашка»(на доске ромашка, в центре цифра и знаки плюс, минус. На каждом лепестке –цифры)
Учитель показывает указкой , ребята проговаривают хором или индивидуально:
Три плюс два равно пять. 
--Как можно сказать по-другому?
Три прибавить два равно пять /исп. карт/

3) Каллиграфическая пятиминутка
-Откройте тетради. Посмотрите, что мы будем писать?  /Мы будем писать цифры/
-Назовите цифры. (1, 2, 3)
-Посмотрите, как я пишу цифру …./показ учителя на доске по клеточкам/
Возьмите правильно ручку, покажите, как будете писать цифру…./все показывают в воздухе/
А теперь ты, Айгюн…
•    Напишите в тетради цифру….
•    Какую цифру вы написали?
(Молодцы, хорошо написали Ксюша, Серёжа, Игорь)

4) А сейчас мы будем решать задачу.
Показываем карточку: Что мы будем решать?

Задача с использованием наглядности.
•    Нарисовано  дерево и птицы на ветках.
--Что это?    дерево
--Кто это?
--Сколько птиц сидит на дереве?
(Учитель показывает птиц,  прикрепляет их к дереву)
--Сколько птиц прилетело?
--Птиц стало больше или меньше?
--Какой поставим знак: плюс или минус? /обращаемся к карточкам/
--Сколько птиц стало на дереве? три птицы
прилетело 2 птицы, больше.
--Сколько птиц стало на дереве? пять
Обращаемся к условию: 
Было—, Прилетело-    Стало всего?
--Сколько птиц было на дереве? /Иди, Серёжа, поставь цифру 3./
--Сколько птиц прилетело? /Иди, Ксюша, поставь цифру 2/
--Сколько птиц стало? /Иди, Никита, поставь цифру 5/
Давайте расскажем задачу (вызываем сильного  ученика)
На дереве было три птицы, прилетело ещё 2 птицы.
Какой вопрос зададим детям?/Сколько птиц стало на дереве?/
Игорь, ответь на вопрос.
•    Запишем пример к задаче.
Лиза идёт к доске, остальные пишут в тетрадях.
3+2=5
Что мы делали, ребята? /Мы решали задачу/карт. Повторите предложение /экран/
5) Будем решать примеры.
Что будем делать?
Ученики проговаривают цифры и решают примеры.
III Итог урока. 
Итак, ребята, сегодня на уроке мы решали примеры, задачу, считали и писали. Молодцы!  
--Что мы сегодня делали?/карт/. Повторите предложение/ экран.