Конспект урока литературы в 12 классе.

 «С.А.Есенин. Анализ стихотворения «Отговорила роща золотая»

Урок подготовила и провела учитель русского языка и литературы Туманова Л.М.

 

Тип урока - урок изучения нового материала

Цель урока: изучение и первичное закрепление новых знаний

Форма урока: традиционная с применением ИКТ

Цели: создать содержательные и организационные условия для развития умений:

-выразительно читать поэтический текст

 -обогатить словарь и грамматический строй словесной речи

-развивать связную речь

-корректировать произношения ,развивать мышление, воображение ,эмоциональное восприятие

 -формировать умения анализировать поэтический текст, выделять главную мысль произведения.

2.Создать условия для самореализации школьников, коррекции и воссоздания наиболее важных психических функций (внимания, памяти, мышления), их качеств и свойств.

-Коррекция и развитие психических процессов упражнения в ведении диалога

-Развитие слухового восприятия и умения размышлять о прочитанном и услышанном

-Расширение представлений об окружающем мире

-Воспитание  интереса к чтению

-Помочь овладеть литературно-творческими умениями.

1.Орг.момент

Проверка режима усиления индивидуальных слуховых аппаратов .

Вопросы  и установка даются за экраном.

-Какой сейчас урок?

-Назовите поэта, произведения которого мы изучаем?

-Назовите тему урока

-Откройте тетради и запишите тему урока «Анализ стихотворения С.Есенина «Отговорила роща золотая»

Сообщение задач урока.

-Сегодня на уроке мы прочитаем стихотворение С.Есенина «Отговорила роща золотая» и поговорим о его содержании.Продолжим закреплять навык анализа художественного текста.

Мы будем работать по следующему плану:

1.Речевая зарядка

2.Лексическая работа

 3 Проверка д/з

4.Комментированное чтение стихотворения.

5.Д/З

6.Итог урока.

1Речевая зарядка. Повторим слова: Сергей Есенин, поэт, лирический герой, цветопись, стихотворение

2проверка д/з Чтение наизусть стих-я «Не жалею, не зову, не плачу».

3.Новая тема .

1-й слайд Е.Винокуров справедливо заметил. что все творчество С Есенина – это одно произведение, центр которого сам поэт «В поэтической стране ,где живет автор, все есенинское»

2.Выразительное чтение стихотворения .

Лексическая работа с использованием слайдов.

-О чем стихотворение?(о природе)

-Какой мир природы создает поэт?

Ответ ученика: в этом стих-ии  поэт создает яркий, красочный и многоцветный мир природы(слайд 1,2,3,4)

-Какими картинами восхищается герой?

Ученик комментирует слайды («широким месяцем над «голубым прудом», «костром рябины красной», «рощи золотой».

Но главное в стихотворении - только пейзаж? Или настроение героя, вызванное природой?

Найдите строки о герое. «стою один», «я полон дум», «ничего в прошедшем мне не жаль»)

-О каком настроении души лирического героя говорят эти строки ?

Ответ ученика: он одинок, ему грустно, он вспоминает юность веселую  и «души сиреневую цветь». Размышляет о жизни, погружается в себя.

-А какая связь настроения героя с временем года?

Ответ ученика. Осень - грустная пора. Осеннее увядание (голая равнина, «журавлей уносит ветер вдаль», «роща отговорила»)Поэт ощущает себя неотъемлемой частью природы»(слайд)

Учитель. В этом стихотворении Есенин предстает как поэт – философ .О какой проблеме он задумывается?

Он часто повторяет НЕ. О чем не надо жалеть? Найдите строчки и прочитайте.

Ответ ученика:   не надо жалеть об уходящем:  «Не жаль мне лет, растраченных напрасно» Нет ничего вечного. Все погибает. Время необратимое и безостановочное. И человек – только странник на земле.

-А какие художественные средства использует автор для раскрытия содержания стихотворения?

Ответ ученика: эпитеты-«березовым языком», «веселым языком», «голубым прудом»,олицетворения -«журавли не жалеют»

«грезит конопляник».Эпитеты, метафоры ,олицетворения оживляют мир стихотворения ,делают его очеловеченным.

Откройте дневники и запишите д/з:выразительно читать стихотворение, приготовить ответ :  «Какую философскую проблему решает Есенин в стихотворении?»

Итог урока: Назовите тему урока. Чем занимались? Что понравилось?