Технологическая карта урока математики

по теме « Площадь. Площадь прямоугольника». 5 класс

Подготовила учитель математики Андросова  И.А.

 

Тема: Площадь. Формула площади прямоугольника

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний

Оборудование и материалы: учебник: Математика  5 класс /Виленкин Н.Я./,  презентация к уроку, мультимедиа проектор, компьютер, рабочие листы

Организация пространства:фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах

Цель:создать условия для получения  и осознания новой учебной информации по данной теме, способствовать осмыслению связей нового материала и жизненных ситуаций

  1. Задачи:                                                                                                                               

Образовательные:

Развивающие:

Воспитательные:

Планируемые образовательные результаты:

                     Личностные

                 Метапредметные

                  Предметные

Грамотно излагать свои мысли, анализировать, сравнивать. Развивать познавательный интерес через ситуационные моменты. Уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им. Развивать активность и находчивость при решении задач, умение общаться в коллективе.

Увидеть роль и место нахождения площади и периметра прямоугольника в окружающей жизни. Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Уметь читать и записывать формулу площади прямоугольника, вычислять площадь прямоугольника, решать задачи разными способами.

 

Основные понятия, изучаемые на уроке: Длина, ширина, площадь прямоугольника, площадь квадрата, единицы измерения площадей.

№ п/п

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность

УУД

учителя

учащихся

1

Организационный момент

Создать  благоприятный психологический настрой на работу

Рефлексия на начальном этапе.

Приветствие, проверка наличия и настройки слуховых аппаратов, подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

- Чем мы занимались на прошлом уроке?

- С какими формулами познакомились?

- Зачем нам надо уметь находить периметр?

 

Сегодня мы продолжим работу с прямоугольниками.

 

У каждого на парте лежит оценочный  лист урока, его  вы заполняете на всём протяжении урока, что бы в конце оценить себя.

 

Включаются в деловой ритм урока

 

 

На прошлом уроке мы говорили о … формулах,

-Периметр прямоугольника

-Отвечают в произвольной форме: строительство, дача, квартира

Личностные: самоопределение.

 

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками..

2

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

/проверка подготовки к уроку/

 

Актуализация опорных знаний и способов действий.

Создать условия для выполнения учащимися пробного учебного действия.

- Ребята, дома вы должны были вырезать фигуры, форму которых имеют предметы в вашей квартире.

- Поднимите руку, кто вырезал следующую фигуру  /на слайде возникают круг, треугольник, квадрат, овал, прямоугольник, трапеция/

- Обоснуйте  свой выбор.

- Какая фигура встречается чаще других?

- Какие понятия связаны с прямоугольником? /мозговой штурм/

 

 

 

 

 

- Задача на нахождение периметра прямоугольника, используя свою модель. Составление выражения при нахождении периметра.

P  =  (a + b) · 2

Запись на доске

 

 

 

 

 

 

Называют фигуру

 и доказывают свой выбор.

 

 

 

Прямоугольник

 

Прямые углы, ширина, длина, противоположные стороны, периметр, площадь.

 

Называют различные понятия

 

 

Решают задачу на нахождение периметра своего прямоугольника

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

 

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Мотивация и стимулирование деятельности

 

Обеспечение мотивации учения детьми.

Актуализировать требования к ученику с позиций учебной деятельности;

Создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включение в учебную деятельность.

 Организует мотивационный  момент. 

Задача.

Мама решила сделать ремонт однокомнатной квартиры: положить плитку, наклеить обои, постелить линолеум. Она попросила сына помочь ей сделать расчеты, чтобы приобрести необходимые материалы.

  1. Сколько квадратных метров линолеума необходимо приобрести, чтобы застелить полы в комнате и на кухне, размерами 6 3 и 3 3м соответственно.

 

 

 

 

 

Читают задачу на слайде

 

 

 

4

Формулирование темы урока и целеполагание (учащиеся формулируют задачи учения)

 

Принятие учащимися целей урока.

Установить тематический рамки.

- Что необходимо знать для решения данной задачи?

- Предположите, пожалуйста, какой может быть тема нашего урока?

- Сравните свои предположения с темой, предложенной учителем /слайд/

-Записываем в тетрадь тему урока.

 

 

 

 

- Предположите, какие задачи стоят перед вами исходя из темы урока и предложенной задачи?

- Сравним ваши предположения и учителя /слайд/

 

 

Площадь комнат.

 

Площадь прямоугольника.

 

 

 

Сравнивают с темой урока на слайде.

Записывают тему в тетрадях

 «Площадь. Площадь прямоугольника».

 

Предполагаемые задачи урока:

 мы рассмотрим формулу для вычисления  площади и будем находить площадь прямоугольника.

 

Регулятивные: целеполагание.

 

Коммуникативные: постановка вопросов

 

Познавательные: самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы.

5

Приобретение новых знаний и первичное закрепление

 

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы: площади прямоугольника.

Организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Вспомним, как найти площадь прямоугольника, что нужно знать?

-Запишем формулу площади.

- Закончите решение задачи, заполнив таблицу:

 

длина

ширина

площадь

кухня

 

 

 

комната

 

 

 

всего

 

Заполните оценочную таблицу

Слайд: Инструмент оценки:

 

 

Критерии оценивания

Количество баллов

0

1

 

1

Правильно определен вид многоугольника, площадь которого необходимо вычислить

 

 

2

Знание формулы для вычисления площади данной фигуры

 

 

3

Получен верный ответ

 

 

4

Выбраны верные единицы измерения

 

 

 

Дополнительное задание:

-Зная площадь комнат и цену 1 кв. м линолеума /цену вы узнали дома/, что вы можете найти?

-Найдите стоимость линолеума.

 

Чтобы узнать площадь, надо знать длину и ширину.

S= длину  ширину

S= а · b

 

- Решают самостоятельно , заполняя таблицу

 

 

Проставляют баллы в оценочной таблице

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сколько стоит купленный линолеум.

 

Решают задачу в тетрадях

 

Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.

 

Познавательные: самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство.

 

Регулятивные: планирование, контроль, оценка, коррекция.

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При­менение новых знаний в нестан­дартных ситуациях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Установление правильности и осознанности изучения темы.

Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

 

Задача № 715

Разобрать устно по рисунку на слайде

 

 

 

Задача 3. /работа в парах/

Какое количество плиток необходимо приобрести для того, чтобы на кухне выложить «фартук»,  площадью 30 000 кв. см, если размер одной плитки 20 30 см?

Ответить на вопросы:

1.Чему равна площадь одной плитки?

Ответ _______________

2.Какое количество плиток необходимо для «фартука»?

Ответ _______________

- Заполнить оценочную таблицу

 

Критерии оценивания

Количество баллов

0

1

1

 

Правильно определена  площадь одной плитки

 

 

2

Правильно определено количество плиток

 

 

3

 Выбраны верные единицы измерения

 

 

 

Задача № 717

(решить самостоятельно изаполнить оценочную таблицу).

 

Инструмент оценки:

 

Критерии оценивания

Количество баллов

0

1

1

 

Правильно определена  ширина прямоугольника

 

 

2

Правильно определена площадь прямоугольника

 

 

3

 Выбраны верные единицы измерения

 

 

 

Взаимопроверка в парах

 

 

Ребята делают предположения и обосновывают свои ответы.

№ 715

А = 14см2, В = 8см2, С = 10см2.

 

Решают задачу, обсуждая с соседом и используя вопросы на доске

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проставляют баллы в оценочной таблице

 

 

 

 

 

 

 

№ 717:   28 : 7 = 4(см)

               28 · 4 = 112(см2)

 

 

Проставляют баллы в оценочной таблице

 

 

 

 

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

 

Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.

 

Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

 

Личностные: самоопределение, самооценка

 

 

7

Подведение итогов урока.

Зафиксировать новое содержание урока;

Организовать   самооценку учащимися собственной учебной деятельности;

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

 

-Что изучили сегодня на уроке?

-Кто желает сформулировать правило нахождения площади прямоугольника?

- Где в повседневной жизни нам может пригодиться умение вычислять площадь прямоугольника?

 

- Подсчитайте по оценочным таблицам свои баллы и оцените свою работу на уроке по критериям:

Самооценка:

«5» - 10 баллов

«4» - 9 – 8 баллов

«3» - 7 – 6 баллов.

 

S =a · b

 

 

Для нахождения площади квартиры, дачного участка, в строительстве

 

 

Считают баллы и выставляют оценку

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль.

 

 

 

8

Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Рассчитать необходимое количество рулонов обоев для оклейки двух смежных стен комнаты. Высота потолка 2,5м, если ширина обоев 0,5м, а в рулоне 10м. Схема комнаты дана на рисунке. /слайд/

Можно воспользоваться помощью родителей.

 

Регулятивные: определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований.

 

Познавательные: умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные. 

9

Рефлексия

Организовать рефлексию детей по поводу мотивации их собственной  деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

 

Свободный микрофон.

Задает учащимся вопросы

1.На уроке я вспомнил формулу…

2.Я научился …

3. Я узнал …

4.Урок для меня показался…

5.Мое настроение…

6.Материал урока мне был…

7.Больше всего мне понравилось… (называют форму работы на уроке)

 

 

Отвечают на вопросы

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения.

 

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

 

Познавательные: рефлексия.